Главная страница » Страницы истории » Вехи истории

Вехи истории ведомственной охраны

 

 

После революционных событий 1917 года и последующей Гражданской войны хозяйство железных дорог находилось на грани развала и хаоса.

 
В апреле 1921 года наркомат Путей сообщения возглавил Ф.Э.Дзержинский. Опытный управленец и организатор в считанные месяцы разобрался в сложившейся ситуации и пришел к выводу о невозможности навести порядок репрессивными методами органов ВЧК и милиции. Дзержинский говорил " Мы не покончим с хищениями, если не привлечем к этому делу массу честных сознательных железнодорожников".
 
9 декабря 1921 года по его инициативе ВЦИК и Совет Труда и Обороны республики принимает "Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях".
 
Этот день стал Днем рождения Военизированной охраны МПС.
 
27 марта 1925 года приказом Наркомата путей сообщения в составе Центрального управления железнодорожного транспорта НКПС был образован Отдел охраны путей сообщения.
 
В сентябре 1925 года состоялся съезд начальников охраны железных дорог. В повестку дня были включены острые вопросы подбора кадров, обучения личного состава, материально-технического обеспечения, вооружения, о мерах борьбы с хищениями, охране технических сооружений, борьбе с бандитизмом.
 
В 1927 году Наркомат путей сообщения утвердил положение «О единообразной организации руководящих органов охраны путей сообщения», согласно которому Отдел охраны путей сообщения был переименован в Управление начальника охраны путей сообщения, а начальник Управления должен был именоваться начальником охраны путей сообщения.
 
140
В феврале 1928 года заместитель наркома путей сообщения утвердил «Ведомость штатного состава Охраны железных дорог и Управлений Начальников Охраны железных дорог к неуклонному проведению в жизнь». Согласно этому документу количественный состав военизированной охраны на железных дорогах, впоследствии составивших Куйбышевскую дорогу, выглядел следующим образом: Московско-Казанская дорога имела твердый штат в количестве 1403 человек, Рязано-Уральская – 1197 человек, Самаро-Златоустовская – 578 человек, Сызрано-Вяземская – 546 человек.
 
16 декабря 1930 года НКПС утверждает новое «Положение о военизированной охране». По нему Управление начальника охраны путей сообщения было переименовано в Центральное управление военизированной охраны путей сообщения, а на местах, в том числе на Самаро-Златоустовской дороге, были созданы отделы охраны дороги.
 
140
В 1930 году происходит объединение стрелковой охраны с пожарной охраной.
 
В апреле 1941 года в печати опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР "Об уголовной ответственности за самовольный проезд в товарных поездах и за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном".
 
140В 1941 году с началом Великой Отечественной войны работа железнодорожного транспорта была подчинена одному - бесперебойной доставке грузов для нужд армии. Все важные объекты: мосты, тоннели, станции, производственные и технические склады, телеграфные и телефонные станции и линии связи были взяты войсками НКВД под контроль. Многие стрелки охраны были мобилизованы в действующую армию или ушли на фронт добровольцами. Стрелковая охрана путей сообщения стала называться военизированно-пожарной охраной НКПС.
 
Для укрепления дисциплины и порядка на территории, которая находилась под контролем службы охраны, был введен особый пропускной режим на всех объектах транспорта.
 
140
В 1949 году было утверждено Положение о военизированной охране МПС. Для личного состава введены звания и форма одежды. Впервые было четко записано, что военизированная охрана МПС состоит из стрелковых и пожарных подразделений.
На дорогах были созданы отделы, которые подчинялись начальнику дороги. Отделы состояли из отрядов, которые дробились на дивизионы, стрелковые взводы, пожарные команды, пожарные поезда и команды служебного собаководства.
 
С 1951 года военизированная охрана МПС стала единственной вооруженной охраной железных дорог. Она осуществляла охрану грузов на станциях и в пути следования; особо важных искусственных технических сооружений и специальных помещений; охрану денежной наличности, перевозимой кассирами-плательщиками; соблюдение пропускного режима на территории железнодорожных станций; борьбу с самовольным проездом в грузовых поездах; обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.
 
В 1956 году на промежуточных станциях стали создаваться пикеты для осмотра вагонов во время коротких стоянок. Создаются совместные специализированные группы военизированной охраны и милиции для предупреждения хищений путем систематического патрулирования. Совместные спецгруппы дежурили на участке круглосуточно.
 
140
В 2001 году военизированная охрана МПС России переименован в ведомственную охрану МПС России.
 
30 января 2003 года, в соответствии с распоряжением МПС России №109р "О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации" при МПС России создано федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации", а на железных дорогах вместо служб ведомственной охраны - 17 филиалов указанного предприятия.
С 18 апреля 2005 года, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №432р ФГП ВО МПС России находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.аяПриказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 20 мая 2005 года №19 Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации" (ФГП ВО МПС России) переименовано в Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП ВО ЖДТ России).
Yandex.Metrika counter
/Yandex.Metrika counter