Главная страница » Страницы истории » Великая Победа

Великая Победа

 ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ КАК МОГЛИ! 

           22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории нашей страны. Начался отсчет военного лихоле­тья, в котором слились воедино трагическое и героическое. Огромный вклад в дело разгрома гитлеровских захват­чиков внесли железнодорожники. Наша магистраль была тыловой, поэтому на неё легла большая нагрузка. Учиты­вая важность и экстренность переброски воинских частей, вооружения и народнохозяйственных грузов, следовало добиться максимальной пропускной  способности каждой станции, каждого разъезда и в связи с этим обеспечить чет­кое взаимодействие всех служб дороги. В короткие сроки пропускная способность дороги была увеличена в 2 - 3 раза. Не последнюю роль здесь играла военизированная охрана.

Совместным приказом НКВД и НКПС СССР от 25 декабря 1941 года существующая стрелковая охрана НКПС была передана в ведение НКВД, так как на войска НКВД возла­гались функции по охране "...станционных и линейных железнодорожных сооружений, грузов, денежных касс и сопровождение вагонов с важнейшими грузами". В новых условиях изменились и задачи охраны. Стрелковые под­разделения должны были охранять объекты железнодорож­ного транспорта, а также грузы в парках станций и в пути следования, осуществлять пропускной режим, бороться с незаконным проездом в товарных поездах. Пожарные подразделения проводили пожарно-профилактическую рабо­ту на железнодорожном транспорте, обучали доброволь­ные пожарные дружины и ликвидировали пожары. В свя­зи с этим бойцы вооруженно-вахтерских команд (как тогда называли военизированную охрану) взяли под охрану до­полнительные объекты: водокачки, депо и мосты. Пожар­ные подразделения стали работать в две смены.

Однако выполнение поставленных задач было затруд­нено, так как к осени 1941 года особо острой стала пробле­ма кадров, потому что большинство мужчин ушли на фронт. 11 октября Народный комиссариат путей сообщения издал приказ "О повышении квалификации и подготовке работ­ников массовых профессий железнодорожного транспор­та из числа женщин". На хрупкие плечи женщин легла вся тяжесть нелегкого труда в военизированной охране. В дождь, снег и мороз они были на службе, охраняя объекты железнодорожного транспорта и сопровождая народнохо­зяйственные грузы. Эти, в общем-то, ещё юные девчонки помогали ковать победу над сильным и коварным врагом, и благодаря их самоотверженности военизированная ох­рана работала без перебоев.

В 1941 году в военизированной охране железной до­роги имени В.В. Куйбышева, состоявшей из трех отрядов, трудилось! 174 человека.

Во время сражения под Москвой зимой 1941 года тру­жениками нашей дороги к линии фронта было доставлено 315 тысяч вагонов с войсками и военными грузами. В "Фонд обороны" был собран 141 миллион рублей, построено 10 бронепоездов, 80 санитарных поездов. Более 14-ти тысяч железнодорожников воевали на фронтах, 23 человека стали Героя­ми Советского Союза (в том числе и начальник отдела военизированной охраны дороги Е.А. Клюшников).

Евгений Александрович Клюш­ников родился в 1920 году в Самаре. Здесь же в 1938 году окончил среднюю школу и поступил в Оренбургский сельскохозяйственный ин­ститут на зоотехнический факультет. По окончании третьего курса института в 1941 году был призван в армию. В октябре 1941 года окончил краткосрочные курсы при Пензенском ар­тиллерийском училище и был направлен на фронт под Моск­ву, где служил командиром взвода конной разведки. В сентяб­ре 1943 года при форсировании Днепра был удостоен звания Героя Советского Союза.

В ноябре 1944 года в боях за город Мишколъц (Венгрия) получил тяжелое ранение. И только 1946 году Е.А. Клюшников приступил к мирной жизни.

В 1949 году он начал трудиться в железнодорожной военизированной охране командиром взвода на станции Черняховск Литовской железной дороги. Затем Е.И. Клюш­ников назначается начальником штаба военизированной охраны Западной железной дороги. С 1951 по 1956 год он являлся начальником отдела военизированной охраны Оренбургской железной дороги. С 1956 по 1970 год рабо­тал начальником отдела военизированной охраны Куйбы­шевской железной дороги. Ушел из жизни  14 марта 1989 г.

Е.И. Клюшников награжден: медалью Золотая Звезда, орденами Ленина, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, и многими медалями, знаком "Почетному железнодорожнику".  На здании филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге установлена мемориальная доска Е.В.Клюшникову.

Как уже говорилось выше, в марте 1942 года была ликвидирована Пензенская железная дорога, которая вошла в состав железной дороги им. В.В. Куйбышева. В вооруженно-вахтерской службе дороги появился ещё один - четвертый, отряд.

Особенно напряжение возросло в дни решающих сражений под Сталинградом. В этой связи была проведена уникальная операция по сохранению железнодорожного моста через Волгу в районе Сызрани.

Весной 1942 года, чтобы получить более полную ин­формацию о противнике, в фашистской Германии создается специальный разведывательный центр "Унтернемен Цеппелин". В задачи центра входила диверсионная подготовка агентов для заброски в тыл СССР, в районы от Аст­рахани до Москвы. Основными объектами для разведки были определены железные дороги, мосты и переправы.

Советская контрразведка знала о планах заброски ди­версантов, поэтому готовилась к встрече "гостей" серьез­но. Ни при каких условиях нельзя было допустить утечки информации о передвижении войск под Сталинград. 

Разработку контрразведывательной операции в Сыз­рани поручили старшему оперуполномоченному НКГБ Фортунату Козику, направленному в Сызранский горотдел Управления НКВД. После ареста заброшенной группы мо­лодому капитану следовало перевербовать радиста и орга­низовать радиоигру с противником, чтобы наладить канал передачи дезинформации.

С этим заданием чекист справился блестяще. Шифров­ки составляли в Центре. Учитывали все - обстановку на фронтах, грузопоток через мост, правдоподобность инфор­мации о количестве техники и людей. Немцы молчали, проверяя благонадежность источника. И вот через месяц пришел ответ: "Благодарим за работу, продолжайте соби­рать информацию, усильте наблюдение за мостом".

Вскоре появился проверяющий от "хозяев" - опытный агент Береговой, который учился в одной школе с Васильченко. Отпетый предатель, один из лучших по диверсион­ной подготовке. На конспиративной квартире Береговой был арестован.

Сведения, полученные от него, во многом прояснили секреты операции "Цеппелин", Но главное, что они втяну­лись в радиоигру. Итог операции такой. Армада вражеских самолетов была полностью уничтожена еще на подступах к Сызрани.

Как уже говорилось, достойный вклад в дело разгрома гитлеровских захватчиков внесли женщины-стрелки вое­низированной охраны. Стрелок Пензенского отряда Раиса Петровна Герасимова вспоминает: "26 июля 1944 года я несла службу на станции Пенза IV. Вдруг я заметила, как помощник машиниста отвернул с боевого самолета какую-то деталь и стал её затаскивать в кабину паровоза. После предупредительного выстрела расхититель был мною за­держан и сдан в милицию, а деталь возвращена на место. За правильные и четкие действия мне приказом на­чальника отряда была объявлена благодарность и выдана премия 100 рублей".

Удивительно! Именно в годы войны началась элект­рификация нашей магистрали. В 1944 году открылось движение электропоездов на участке Куйбышев - Безымянка. Его пуск во многом зависел от четкой работы военизированной охраны, обеспечивающей сохранность железнодорожных сооружений.

Проходят годы, десятилетия, но время только полнее и ярче раскрывает величие подвига нашего народа в этой страшной войне. И бойцы военизированной охраны внесли свою неоценимую лепту в нашу общую Великую Победу.

Yandex.Metrika counter
/Yandex.Metrika counter