Главная страница » Страницы истории » Отдел-служба-филиал

Отдел-служба-филиал

  

Первое упоминание о военизированной охране Куйбышевской железной дороги относится к 1923 году. В справке дорожного архива говорится: «Для охраны железной дороги (Самара - Златоустовской) от налета различных бандитских и вражеских шаек, а также для охраны наиболее важных объектов был создан отдел военизированной охраны».
 
Накануне Великой Отечественной войны произошли изменения в структуре отдела военизированной охраны Куйбышевской железной дороги. В 1941 году военизированная охрана дороги состояла из 3-х отрядов: Сызранский (403 чел.), Куйбышевский (420 чел.), Уфимский (351 чел.). В 1942 году отделу стал подчиняться Пензенский отряд.
 
В июле 1993 года новым этапом развития стало преобразование отдела охраны в службу военизированной охраны. С этого времени на Куйбышевской дороге дислоцируются пять отрядов - Пензенский, Рузаевский, Самарский, Уфимский, Ульяновский.
 
30 января 2003 года, в соответствии с распоряжением МПС России было создано федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации". В 2003 филиал ФГП ВО МПС России состоял из 6 отрядов ведомственной охраны, в составе 23 стрелковых команд, 9 команд по охране искусственных сооружений, 16 пожарных поездов, 1 стрелково-пожарной команды общей численностью более 3000 человек.
 
Пензенский отряд
 
Пензенский отряд является одним из старейших на дороге в силу того, что этот участок Куйбышевской магистрали был построен первым. По первоначальной истории отряда в фондах Государственного архива
 
Пензенской области найдено имя комиссара милиции и начальника охраны Пензенского участка Сызрано-Вяземской железной дороги Николая Васильевича Яковлева, который возглавлял это подразделение в 1919 году.
 
Организационно Пензенский отряд оформился в начале 1920-х годов. До 1939 года он был дивизионом Ленинской железной дороги. В июне 1939 г. стал относиться к Пензенской железной дороге. К отряду был присоединен Рузаевский взвод. Численность отряда составила 500 человек. Он состоял из четырех взводов шести пожарных поездов.
 
В период войны в Пензу прибывали Брест-Литовский пожарный поезд и штаб с архивами, пожарные поезда с Белой Церкви, Харькова, которые были расформированы, а затем в новом составе направлялись в Сызрань и другие станции дороги.
 
В 1949 году Пензенский отряд делится на два дивизиона военизированной охраны – Пензенский и Рузаевский. Согласно архивным данным, в конце 1952 года эти подразделения вновь стали называться отрядами военизированной охраны.
 
В настоящее время подразделения первого отряда дислоцируются в Республике Мордовия, Пензенской, Тамбовской и Ульяновской областях.
 
Самарский отряд
 
В 1923 году был образован Сызранский отряд военизированной охраны Сызрано-Вяземской железной дороги, который сейчас входит в качестве команды в Самарский отряд. До августа 1933 года нынешний
Самарский отряд назывался первым районом военизированной охраны Самаро-Златоустовской железной дороги. В 1937 – 1939 годах он являлся вторым и третьим отрядом стрелковой охраны дороги. С 1939 по 1942 годы - вторым отрядом военизированной охраны железной дороги им. В.В. Куйбышева.
 
В настоящее время подразделения третьего отряда дислоцируются в Оренбургской и Самарской областях.
 
Уфимский отряд
 
Первые документальные сведения об этом подразделении военизированной охраны относятся к декабрю 1921 года. Через год его численность уже составляла более ста человек.
 
В конце 1920-х – начале 30-х годов Уфимский отряд был уже организационно оформлен. Он назывался вторым районом военизированной охраны Самаро-Златоустовской железной дороги и состоял из шести взводов. Его численность составляла 193 человека. Штаб района находился в Уфе. В 1948 году меняется структура Уфимского отряда. Вооруженные команды становятся взводами стрелковой охраны.
 
В настоящее время подразделения четвертого отряда дислоцируются в Республике Башкортостан.
 
Ульяновский отряд
 
Ульяновский отряд за годы существования находился в составе нескольких дорог. В начале 1930-х годов на участке дороги Ульяновск - Бугульма охрана была представлена стрелковыми взводами и пожарными командами, которые располагались на станциях Ульяновск и Бугульма и подчинялись начальнику стрелковой охраны Симбирско-Златоустовской железной дороги.
 
Организационно Ульяновский отряд оформился в соответствии с приказом управления военизированной охраны МПС № 460112/20 от 08 марта 1955 года на базе Киндяковской стрелковой команды со стрелковой группой по станции Мелекес, Бугульминской стрелковой команды со стрелковыми группами по станциям Кандры и Нурлат, команды № 1 по охране железнодорожного моста через Волгу, Киндяковского, Бугульминского и Уруссинского пожарных поездов.
 
В августе 1959 года 1-й Ульяновский отряд в связи с передачей Уфимской дороги в состав Куйбышевской, перешел в подчинение отделу охраны КБШ железной дороги и стал именоваться 3 отрядом военизированной охраны. Сейчас это пятый отряд ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге. Его подразделения дислоцируются в Республике Татарстан и Ульяновской области.
 
Yandex.Metrika counter
/Yandex.Metrika counter